Истори́ческий жанр - один из основных жанров изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям. Основные виды произведений исторического жанра: картины, росписи, рельефы, скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика, часто переплетающиеся с другими жанрами - бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (портреты исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж), батальным жанром (изображение битв, осад городов и т. п.). Зачатки исторического жанра восходят к глубокой древности. Собственно исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения; с XIX в. приобрёл самостоятельное значение.
* * *
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР - ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В историческом жанре находят художественное выражение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил. Изображение исторических событий долгое время связывалось с мифами, фольклорными и религиозными легендами. Собственно исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) , но лишь в 19 в. окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров.
ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР - жанр изобразит. иск-ва, в к-ром предметом изображения являются ист. события или люди, сыгравшие важную роль в истории об-ва. И. Ж. тесно связан с др. жанрами - батальным, бытовым, портретом, пейзажем. И. Ж. может быть присущ всем видам и формам фигуративного изобразит. иск-ва: станковым и монумент., живописи, графике, скульптуре. Истоки И. Ж. восходят к глубокой древности, часто были связаны с фольклором, мифами (Др. Египет, Др. Греция и т. д.). В ср. века в Европе религ. сюжеты рассматривали как исторические. Сложению И. Ж. способствовала эпоха Возрождения, отмеч. интересом к ист. знаниям. Академизм и классицизм 17-18 вв. выдвигают И. Ж. на 1-й план, утвердив его как высокий жанр (Н. Пуссен, Д. Веласкес, П. Рубенс, Х. Рембрандт и др.) В России И. Ж. начинает развиваться с 1-й пол. 18 в. Значительный вклад в развитие И. Ж. внес М. В. Ломоносов ("Полтавская битва", 1762-64). Классицизм 2-й пол. 18 - нач. 19 в. определил ведущую роль И. Ж. (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов и др.). В нач. 19 в. к И. Ж. обращался П. В. Басин, в выборе сюжетов следовавший академич. традиции, использовал библ. сюжеты. Ист. события Отеч. войны 1812 нашли отражение в работах Ф. П. Толстого (серия медальонов). Дальнейшее развитие рус. И. Ж. связано с вторжением в рус. иск-во идей романтизма - переосмысление современности на основе ист. сюжета присутствует в работах К. П. Брюллова. Религ.-филос. восприятие истории характерно для творчества А. А. Иванова, обозначившего переход к реализму в И. Ж. Еще в рамках академич. традиции создаются полотна Г. И. Семирадского, К. Д. Флавицкого (1860), но качественно новым этапом в развитии И. Ж. становится худож. деят-ностьТПХВ (И. И. Ге, И. М. Прянишников, М. М. Антокольский). Вершины выразительности и эмоц. напряженности достигает И. Ж. в творчестве И. Е. Репина, В. И. Сурикова, обращавшихся к трагич. и героич. прошлому Руси. Элементы иск-ва "модерн" присутствуют в былинных полотнах В. М. Васнецова, история войн сохранена в батальных полотнах В. В. Верещагина, облик старой, боярской Москвы доносят картины А. М. Васнецова. На полотнах М. В. Нестерова, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха создается духовная история, метаистория народов и цивилизации. Обращение к рус. старинному быту, с тщательной прорисовкой деталей, передачей элементов декора, характерно для работ В. А. Серова, С. В. Иванова, А. П. Рябушкина. Петровскую эпоху избрали темой для своих причудливых полотен чл. объединения "Мир иск-ва" (см. также А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере).
После рев-ции 1917 темы истории находят символич. воплощение в творчестве ряда мастеров (К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Юон). Темы рев-ции, гражд., а позднее Вел. Отеч. войны становятся надолго (вплоть до 90-х гг.) ведущими в творчестве мн. художников (А. А. Дейнека, М. Б. Греков, П. М. Шухмин, А. Т. Матвеев, В. А. Серов, Кукрыниксы и др.). К истории России в 40-50-е гг. обращаются А. П. Бубнов, Н. П. Ульянов, П. Д. Корин, С. В. Герасимов, А. А. Пластов и др. Особое место в И. живописи 20-60-х гг. занимали "Лениниана" и "Сталиниана" (И. И. Бродский, М. Г. Манизер, А. М. Герасимов и др.). Первой попыткой отойти от офиц. стереотипа в прочтении образа В. И. Ленина принадлежит Г. Коржеву. Иск-во кон. 20 в. характеризуется новым уровнем осмысления ист. событий, отношением конкретных моментов истории с вечными проблемами бытия, открытием новых тем (Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко, О. Булгакова и др.).
Лит.: Рус. историч. живопись до октября 1917 г.: Альбом / Сост. и авт. вступ. ст. А. К. Лебедев. М., 1962; Ракова М. М. Рус. историч. живопись сер. 19 в. М., 1979.
Исторический жанр. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани. Худ. Н. Шустов
Исторический жанр. Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы. Худ. В. Верещагин
Исторический жанр. Н.Н. Ге. "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе".
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям. Основные виды произведений исторического жанра: картины, росписи, рельефы, скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика, часто переплетающиеся с другими жанрами - бытовым жанром (историко-бытовые изображения), портретом (портреты исторических деятелей прошлого, портретно-исторические композиции), пейзажем (исторический пейзаж), батальным жанром (изображение битв, осад городов и т.п.). Зачатки исторического жанра восходят к глубокой древности. Собственно исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, в 19 в. приобрел самостоятельное значение.
Исторический жанр. В.И. Суриков. "Утро стрелецкой казни". 1881. Третьяковская галерея.